карта сайта    rss    twitter архив новостей 102 101 100 99 98 97 96 95 94 93 92 91 90 89 88 87 86 85 84 83 82 81 80 79 78 77 76 75 74 73 72 71 70 69 68 67 66 65 64 63 62 61 60 59 58 57 56 55 54 53 52 51 50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1   версия для слабовидящих
Руководство Структура К сведению СМИ  

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Архив новостей

693000, г. Южно-Сахалинск,
ул. Чехова, 28,
дежурный прокурор:
(4242) 43-03-26
телефон: (4242) 43-60-27
факс: (4242) 72-15-19
Рассылка новостей

Прокурор разъясняет


Защита прав туриста // 13 апреля 2020

Отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, регулируются Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 132-ФЗ).
Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 (далее — Правила оказания услуг по реализации туристского продукта) определяют порядок оказания услуг по реализации туристского продукта.
Туроператор – организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов, продвижением и реализацией туров.
Туристическое агентство, Турагент – организация или индивидуальный предприниматель, занимающийся продажей сформированных туроператором туров.
Заниматься туроператорской деятельностью вправе только туроператоры, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров РФ, что подтверждается выданным туроператору свидетельством (ч. 8 ст. 4.1, ст. 4.2 Федерального закона № 132-ФЗ; п. п. 2, 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 19.03.2019 № 136 «Об утверждении формы и порядка выдачи свидетельства о внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров»).
В статье 10 Федерального закона № 132-ФЗ указано, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе о защите прав потребителей.
Сведения, являющиеся обязательными для указания в договоре о реализации туристского продукта отражены в статьях 10, 10.1 Федерального закона № 132-ФЗ, п. 14 (2) Правил оказания услуг по реализации туристского продукта.
Туроператор или турагент обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать туристу оригинал договора о реализации туристского продукта, документы, удостоверяющие его право на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), заключенный в пользу туриста договор добровольного страхования (страховой полис), в случае если такой договор заключен исполнителем от имени страховщика, а также иные документы, необходимые туристу для совершения путешествия. Предоставление туристу указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии его согласия.
Право потребителя отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, установлено в статье 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Данное право заказчика-потребителя закреплено и в части 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации — односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг, к которым, в силу части 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, отнесены, в частности, и договоры по туристическому обслуживанию.
За качество туристических услуг отвечает туроператор в соответствии с условиями заключенного договора, за исключением случаев, когда ответственность перед туристом законодательно возложена на третье лицо. Кроме того, правомерно предъявить претензии непосредственно исполнителю, оказывающему услуги в стране временного пребывания.
Туроператор формирует туристский продукт (то есть комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену) по своему усмотрению или по заданию туриста и реализует его самостоятельно или через турагента путем заключения с туристом договора о реализации туристского продукта (абз. 19 ст. 1, ч. 1, 6 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона 132-ФЗ).
Оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, обеспечивается туроператором самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами. Так, например, третьими лицами, привлеченными туроператором для оказания услуг, входящих в сформированный туристский продукт, могут являться авиакомпании.
При этом туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание услуг, предусмотренных договором о реализации туристского продукта, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Исключение — случаи, когда ответственность перед туристом законодательно возложена на третье лицо.
Для определения пределов ответственности туроператора перед туристом необходимо внимательно изучить условия заключенного договора о реализации туристского продукта.
В соответствии с условиями заключенного договора о реализации туристского продукта туроператор отвечает за качество следующих услуг (абз. 6 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 132-ФЗ):
1) услуг по размещению и условиям проживания (например, соответствие места нахождения гостиницы и ее категории заявленным);
2) тип и качество питания;
3) услуг по перевозке в стране временного пребывания, включая авиаперевозки и трансферы;
4) услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника;
5) программу пребывания и маршрут путешествия;
6) иных предусмотренных договором условий путешествия.
Кроме того, туроператор несет ответственность за оказание дополнительных услуг, приобретенных у третьих лиц в стране временного пребывания, если на этих лиц туроператором возложено исполнение части или всех его обязательств перед туристами.
Досудебный претензионный порядок является обязательным условием при урегулировании спора между гражданином и турагентом или туроператором.
Претензии туриста к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий (ст. 10 Федерального закона № 132-ФЗ, п. 21 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта). При этом дата окончания действия договора на реализацию туристского продукта — это момент окончания исполнения обязательств, т.е. дата окончания путешествия (п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сроки предъявления соответствующих претензий турагенту законом не определены, поэтому турист имеет право предъявить претензию к качеству турпродукта турагенту и по истечении 20 дней с момента окончания путешествия.
Претензию и требования целесообразно направить способом, позволяющим подтвердить факт их получения туроператором или турагентом. Это можно сделать, вручив претензию под подпись, отправив ее заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения или телеграммой.
Срок рассмотрения претензии составляет 10 дней (ч. 8 ст. 10 Федерального закона № 132-ФЗ).
При отказе в добровольном удовлетворении претензии необходимо обратиться в суд.
Помимо основных требований изложенных в исковом заявлении потребитель вправе требовать: выплату неустойки за каждый день просрочки в размере 3%, но не больше разницы в стоимости отелей; уплату штрафа в размере 50% от общей суммы, присужденной судом в связи с неудовлетворением требований в добровольном порядке; компенсацию морального вреда; возмещении судебных расходов.
При подаче иска о защите прав потребителей госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн. руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. руб. (п. 3 ст. 17 Федерального закона 2300-1«О защите прав потребителей»; пп. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).




Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским
и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании
материалов ссылка на www.sakhalinprokur.ru обязательна.