Президиум Сахалинского областного суда согласился с правовой позицией прокурора области о необходимости принятия органом местного самоуправления мер, направленных на осуществление контроля в сфере размещения заказов
В феврале 2012 года Невельский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Невельского городского округа по непринятию мер, направленных на осуществление контроля в сфере размещения заказов в муниципальном образовании «Невельский городской округ» и о возложении на данный орган местного самоуправления обязанности принять меры, направленные на осуществление данного контроля в муниципальном образовании.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали прокурору в удовлетворении данных требований.
28.12.2012 рассмотрев кассационное представление прокурора области, Президиум Сахалинского областного суда, установил существенные нарушения норм материального права, допущенные при вынесении судебных актов нижестоящих судов, в связи с чем их отменил, и вынес по гражданскому делу новое решение об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объёме.
Соглашаясь с правовой позицией органов прокуратуры, Президиум Сахалинского областного суда исходил из основного принципа бюджетной системы о результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в статьях 28 и 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд кассационной инстанции руководствовался требованиями статей 152, 154 и 157 Бюджетного кодекса РФ, в силу которых органы муниципального финансового контроля, созданные местной администрацией, являясь участниками бюджетного процесса, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (при этом полномочия органов муниципального финансового контроля, являющихся органами либо должностными лицами местных администраций, устанавливаются местной администрацией). Помимо этого, Президиум Сахалинского областного суда принял во внимание положения статьи 301 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей, что осуществление муниципальных закупок с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ, является одним из видов нарушений бюджетного законодательства, а также п.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которого контроль за исполнением бюджета является вопросом местного значения.
Проанализировав в системной взаимосвязи вышеуказанные нормы федерального законодательства, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что особенностями бюджетного процесса на муниципальном уровне является самостоятельное осуществление органами местного самоуправления бюджетного контроля за расходованием средств местного бюджета, внедрение механизмов эффективного и результативного исполнения бюджетных средств, совершенствование механизма муниципального заказа, в связи с чем, администрации муниципальных образований обязаны осуществлять мероприятия по осуществлению контроля в сфере размещения заказов для муниципальных нужд и полномочны решать вопрос о возложении на входящие в их структуру органы, выполнение указанных функций.
|