|
Прокурором области оспорены отдельные положения Закона Сахалинской области от 29.03.2004 № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области».
10 октября 2011 года Сахалинский областной суд согласился с требованиями прокурора области о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных норм Закона Сахалинской области от 29.03.2004 № 490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», устанавливающих административную ответственность за различного рода административные правонарушения в области охраны семьи, материнства, детства и защиты прав граждан (ч. 2 ст. 4 в части, распространяющейся на постановления по делам об административных правонарушениях); в области охраны здоровья, окружающей природной среды и осуществления предпринимательской деятельности (ст.ст. 7, 9, 12, 131, ч. 4 ст. 136, ст.ст. 139 и 1310 в части слов «не находящихся в муниципальной собственности»), в области жилищно-коммунального хозяйства и общественного благоустройства (ст.ст. 15, 16, 17, 18, 19, 20, 201, 21, 211), в области охраны объектов культуры Сахалинской области (ст.ст. 22, 23), в области установленного порядка управления и общественного порядка (ст.ст. 30, 322, 33). Кроме того, признаны противоречащими федеральному законодательству ч.ч. 3 и 5 ст. 38 вышеуказанного Закона, определяющие порядок установления перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований прокурором указывалось на нарушение при принятии оспариваемых норм Закона об административных правонарушениях в Сахалинской области принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, из положений Конституции РФ (ст. 76) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.ст. 1.3, 1.3.1.) следует, что установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе, административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации. Установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления относится к ведению субъектов Российской Федерации.
Законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные деяния, не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона, и обязан соблюдать общие требования, предъявляемые к установлению административной ответственности и производству по административным делам.
Вместе с тем, устанавливая в оспариваемых нормах Закона об административных правонарушениях в Сахалинской области административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодателем субъекта РФ превышены свои полномочия.
Судебное решение в законную силу не вступило.
|
|