карта сайта    rss    twitter архив новостей 102 101 100 99 98 97 96 95 94 93 92 91 90 89 88 87 86 85 84 83 82 81 80 79 78 77 76 75 74 73 72 71 70 69 68 67 66 65 64 63 62 61 60 59 58 57 56 55 54 53 52 51 50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1   версия для слабовидящих
Руководство Структура К сведению СМИ  

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Архив новостей

693000, г. Южно-Сахалинск,
ул. Чехова, 28,
дежурный прокурор:
(4242) 43-03-26
телефон: (4242) 43-60-27
факс: (4242) 72-15-19
Рассылка новостей

Новости прокуратуры

21 декабря 2018 Прокуратура Сахалинской области
Версия для печати

Право собственности на бесхозяйные объекты

Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует, что большую часть бесхозяйных объектов составляют трансформаторные подстанции, линии электропередач, водопроводы, объекты теплоснабжения, канализационные коллекторы, инженерные объекты ливневой канализации, гидротехнические сооружения, т.е. объекты коммунально-бытового назначения.

Отсутствие у обозначенных объектов собственника или эксплуатирующей организации влечет приведение их в негодное техническое состояние, не отвечающее требованиям промышленной безопасности, что создает условия к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в их границах электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, собственник которой неизвестен либо в установленном порядке отказался от права собственности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Например, согласно статье 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Таким образом, законодательство предписывает органам местного самоуправления в обязательном порядке осуществлять постановку на учет бесхозяйного имущества и с этой целью требует подачи заявления чиновниками для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, на территории которых они находятся. Кроме того, обязанностью органа местного самоуправления помимо подачи такого заявления является проведение работ по определению индивидуальных характеристик бесхозяйного объекта недвижимости, в том числе работ по подготовке его плана.

Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Едином государственном реестре недвижимости.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества заявителю и лицу, отказавшемуся от права собственности, направляется уведомление о принятии на учет недвижимого имущества, в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке.

На основании части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. При этом, бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что исполнение обозначенных полномочий органами местного самоуправления нередко игнорируется.

В связи с этим сформирована правоприменительная практика, направленная на понуждение органов местного самоуправления обращаться в органы государственной регистрации с заявлениями о принятии на учет бесхозяйного имущества. С этой целью прокуроры направляют в суд исковые заявления.

Например, проверкой, проведенной Углегорской городской прокуратурой, установлено, что на территории Углегорского городского округа имеются бесхозяйные объекты электроэнергетики, эксплуатация которых осуществляется ненадлежащим образом, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан и способствует нарушению качества предоставляемой услуги по энергоснабжению. В связи с выявленными нарушениями, 23.03.2018 прокурором в суд направлен иск к администрации Углегорского городского округа о возложении обязанности по постановке их на учет бесхозяйных объектов (удовлетворен).

Кроме того, бездействие органов местного самоуправления по постановке на учет и последующему принятию в муниципальную собственность бесхозяйных коммунальных объектов является почвой для злоупотреблений со стороны теплоснабжающих и теплосетевых организаций, занимающих доминирующее положение на рынке поставки коммунальных ресурсов.

Так, за период 10 месяцев 2018 года Арбитражным судом Сахалинской области удовлетворены требования 13 исков заместителя прокурора Сахалинской области, вследствие чего признаны недействительными отдельные положения контрактов на отпуск тепловой энергии, заключенных между государственными (муниципальными) учреждениями и теплоснабжающими (теплосетевыми) организациями, которыми на потребителей коммунальных ресурсов незаконно возлагалась обязанность содержания бесхозяйных тепловых сетей, прилегающих к их зданиям. При этом, 5 из названных судебных решений обжалованы ответчиками, однако их позиция судом апелляционной инстанции отклонена, решения судов оставлены без изменения.




21 августа 2020
В Охинском районе по материалам прокуратуры возбуждено уголовное дело о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности Охинская городская прокуратура совместно с органами ФСБ области провела проверку соблюдения законодательства о&nb...
21 августа 2020
Заместителем прокурора области с участием заместителя начальника областного УМВД проведен прием граждан, проживающих в Курильском районе Сегодня, 21.08.2020 на совместный прием заместителя прокурора области Данильченко О. В. и заместите...
21 августа 2020
В Холмском районе после вмешательства прокуратуры погашена задолженность по заработной плате перед работниками муниципального предприятия Холмской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, по результат...
21 августа 2020
За повреждение системы холодного водоснабжения в многоквартирном доме должностное лицо заплатит штраф Корсаковской городской прокуратурой проведена проверка по сообщению МКУ «Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям...
21 августа 2020
Прокуратурой области проведен выездной прием предпринимателей Анивского района 19 августа 2020 года в рамках работы мобильной приемной начальником отдела по надзору за законностью правовых актов прокуратуры области Соболевым С. В. совме...



Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским
и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании
материалов ссылка на www.sakhalinprokur.ru обязательна.