карта сайта    rss    twitter архив новостей 102 101 100 99 98 97 96 95 94 93 92 91 90 89 88 87 86 85 84 83 82 81 80 79 78 77 76 75 74 73 72 71 70 69 68 67 66 65 64 63 62 61 60 59 58 57 56 55 54 53 52 51 50 49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1   версия для слабовидящих
Руководство Структура К сведению СМИ  

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
Архив новостей

693000, г. Южно-Сахалинск,
ул. Чехова, 28,
дежурный прокурор:
(4242) 43-03-26
телефон: (4242) 43-60-27
факс: (4242) 72-15-19
Рассылка новостей

Интервью прокурора области Бессчасного С.А. корреспонденту еженедельника " Аргументы недели" Герцен Е.М. под заголовком " Черты и формы коррупции на Сахалине", опубликовано 29.10.09 №43(181).

Черты и формы коррупции на Сахалине
Почему хромает правоохранительная система области

Система действительно хромает на обе ноги. Глава МВД России Рашид Нургалиев, оценивая деятельность своих подчиненных на острове, задал ряд прямых вопросов правоохранительным органам: почему за полтора года на Сахалине не выявлено ни одного факта мздоимства, совершенного должностными лицами в органах госвласти в интересах членов преступных формирований, в финансово-кредитной сфере и при распределении бюджетных средств, почему во время нереста лососевых браконьеры за сутки вывозят десятки тонн икры? И подчеркнул: «Какого-либо противодействия организованным формам преступности в целом на Сахалине не осуществляется…».
Так ли тревожна картина?
О мерах борьбы по противодействию коррупции на Сахалине состоялся наш разговор с прокурором Сахалинской области Сергеем БЕССЧАСНЫМ.




 — Сергей Алексеевич, вы согласны с удручающими выводами министра? Действительно ли, на ваш взгляд коррупция в островной области пустила глубокие корни на всех этажах власти?

- Критика министра объективна. Речь идет о фактах мздоимства в интересах преступных формирований, об очень узком и  наиболее опасном в общей структуре направлении, когда чиновник состоит на службе у преступного сообщества (что предполагает системность и организованность действий). Министр говорил о характерных для Сахалина преступлениях в сфере экономики и использования биоресурсов. Безусловно, невозможно при массовом вылове рыбы на территории области подразумевать эти действия неорганизованными группами и отсутствием сопровождения со стороны чиновников. Ведь добывать и перевозить тонны икры по острову можно только по дорогам (а это ответственность транспортной и территориальных отделов милиции), и здесь похвастаться органам внутренних дел особенно нечем.
В текущем году за 9 месяцев выявлено 730 преступлений в сфере ВБР, это на 21 проц. больше, чем в прошлом. Но что стоит за этими цифрами: большинство преступлений возбуждены по ст. 256 УК РФ (незаконная добыча биоресурсов), где речь идет о людях, добывших 100 – 300 кг рыбы (а то и меньше). Это бытовой уровень браконьерства, который практиковался на острове десятилетиями, и, исходя из этих цифр, к сожалению, милиция вывела свой статистический показатель. Хотя мы все понимаем — вред от такого рода деятельности минимален и для окружающей среды и для экономики в целом.
Приведенная вами цитата министра касается именно отсутствия выявленных сотрудниками милиции преступлений организованными сообществами, которые работают под покровительством чиновников, случаев когда в период путины были развернуты станы, работали цеха по переработке рыбы, были организованы поставки икры — посредством коррумпированной схемы с непосредственным участием чиновников. И критика островных органов внутренних дел, которые не научились грамотно реализовывать свои полномочия в рамках закона об оперативно-розыскной деятельности, вполне обоснованна. Имея большой объем полномочий в части оперативного сопровождения преступных группировок, занимающихся незаконным выловом, работа должным образом не велась в силу слабого кадрового потенциала, отсутствия опыта у сотрудников, халатности и прочих причин. Я вынужден констатировать, что в ряде территорий области ОВД вообще не оказали никакого влияния на вопросы борьбы с браконьерством. Указанный вывод подтверждается и многочисленными представлениями прокуроров в адрес руководителей органов внутренних дел об устранении нарушений закона.

- Из ваших уст прозвучала жесткая критика в адрес территориальных ОВД на прошедшей коллегии по итогам полугодия, например, в адрес Поронайского ОВД. Надо полагать, должны последовать выводы и результаты?
- Поронайск действительно в этом году звучал, как браконьерская мекка. Мною публично был задан вопрос руководству УВД области: почему за ненадлежащее исполнение обязанностей территориальный прокурор, например, освобождается от должности, и на его смену приходит новый человек, а территориальный милиционер в лучшем случае перемещается с одного места на другое, не горя желанием освобождать насиженное место? После подведения итогов путины начальником УВД было принято решение об увольнении четырех руководителей территориальных органов. Мы же значительным объемом актов прокурорского реагирования доводили до руководства УВД информации о грубейших недостатках в организации этой работы. Но замечу, фактом привлечения к дисциплинарной ответственности чиновника, наделенного полномочиями (если он еще и нечист на руку) испугать очень сложно. Знаете, когда речь идет о коррумпированной связи чиновника с браконьером, который по итогам путины выплачивает ему миллион левых рублей, то дисциплинарное взыскание в виде выговора или лишения премии – капля в море для такого чиновника. Ключевым в решении проблемы браконьерства является человеческий фактор, люди должны понимать, что они служат государству и обществу и, главное, хотеть должным образом организовать работу. Последний пример: на днях Долинский прокурор, получив информацию о нахождении большого количества переработанной икры на территории Долинского хлебозавода, смог организовать эту проверку, не имея полномочий на работу в рамках оперативно-розыскной деятельности. И почему-то именно прокурор сообщил о нахождении 12 тонн браконьерской икры сотрудникам территориального ОВД, а не наоборот. Здесь нужно жесткой рукой наводить порядок, чем мы и занимаемся.

- Сколько всего уголовных дел о коррупции выявлено в текущем году?
- За 9 месяцев правоохранительными органами возбуждено 125 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, из них 34 по фактам взяточничества. Из этих 125 дел – 37 в отношении муниципальных служащих, 29 — государственных служащих, 8 сотрудников ОВД, 11 судебных приставов, 4 УФСИН, 7 работников здравоохранения, 7 – образования, 6 – сотрудников ОГУ пожарной охраны. Из них 47 дел возбуждены по результатам оперативно-розыскной деятельности.

- Часто закон сам провоцирует на нарушения, поскольку в нем много «дыр». Проводится ли органами прокуратуры исследование регионального и местного законодательств?

- Прокуратурой области уделяется большое внимание проверке принимаемых органами государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления нормативных правовых актов и их проектов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов в соответствии с федеральным законодательством о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Так, за 9 месяцев 2009 прокуратурой области и горрайпрокурорами изучено 2055 нормативных правовых актов и 1077 проектов законов, содержащие коррупциогенные факторы, из них 103 противоречат федеральному законодательству, в связи с чем приняты меры прокурорского реагирования- принесено 89 протестов, направлено 14 исков в суд, внесено 17 представлений, направлено 35 информационных писем.

 — Вопрос от читателей: на выделенные бюджетом 230 миллионов обновляется, а, по сути, уничтожается прекрасный сквер за памятником Ленину в областном центре. Вместо деревьев у постамента Памяти погибшим от Нефтегорского землетрясения «Росстрой» громоздит сразу два фонтана. Куда закапываются сотни миллионов? Ведь этот островок, окруженный с четырех сторон чадящими магистралями, далеко не лучшее место отдыха с детьми.
- Вопрос целесообразности такого выделения средств в компетенцию прокурора не входит. Об этом спросите у представителей власти, которых выбирает народ и которые обязательно отчитываются об исполнении бюджета. Итоги проверки таковы: на финансирование объектов реконструкции названного вами сквера были предусмотрены средства в размере 132 222 тыс. рублей (119 млн. из областного бюджета, 13222 тыс. из местного). 18 июня 2009 г. ООО «Росстрой» заключило муниципальный контракт на его реконструкцию, 29 июня отделом капстроительства администрации Южно-Сахалинска с этой компанией был заключен договор на проведение общестроительных работ на сумму 84 млн. рублей, затем договор (гранитные работы) на сумму 44 млн. руб., 4 222 тыс. выделено на иные затраты по объекту, на капитальный ремонт сквера – 9328 900 руб. за счет субсидий администрации области, 1 036 600 за счет средств местного бюджета (на озеленение и проч.). Датой окончания реконструкции назначено 24 ноября т. г. Что касается деревьев, о которых вы говорите, они пересажены в северо-восточную часть сквера. Согласно плану озеленения дополнительно будет высажено 624 дерева. Нарушений законодательства не установлено. Что касается хода проведения работ, фактов нарушений или хищений, качества – это, несомненно, требует внимания органов госконтроля.

- Область наша маленькая, а бюджет насыщен. Новые дороги, фасады зданий, реконструкция сквера – это миллиарды рублей только на островную столицу. В данном случае тоже уместно говорить о возможном сговоре чиновника и предпринимателя?
-Да,
пожалуй, бюджету Сахалинской области сегодня позавидуют многие регионы. А где деньги, там возможны и хищения. Работа правоохранительных органов на то и нацелена, чтобы выявлять схемы увода бюджетных средств и возвращать их в казну. Сегодня не только чиновник ворует деньги из бюджета, но и коммерсанты искусно научились это делать. Сформировалась уже «профессиональная прослойка» участников всех проводимых в области аукционов (на выполнение строительных работ, реконструкцию, закупку и т. д.), которые прослеживают самые крупные аукционы, формируют пакет документов для участия в них, а накануне конкурса, понимая, что объективно эти работы они выполнять не будут, договариваются с возможным победителем о голосованиях на продвижение прежней цены и выплате им финансовой неустойки за снятие своей кандидатуры с конкурса. К сожалению, эта коммерческая операция приобретает большой размах.

- Но если схема мошенничества известна, то должны быть и методы борьбы с ней…
- Закон настроен на то, что при публичном варианте проведения сделки государство сможет сэкономить деньги при качественной организации работ. Предположим такой вариант: в 20-миллионном конкурсе принимают участие 10 – 12 конкурсантов. Один побеждает и оплачивает остальным, чтобы те сняли свои кандидатуры, 200 -300 тыс. рублей, т. е. 3 – 4 миллиона уходит на подкуп собственных коллег. Аукцион состоялся, нарушений не допущено, но сумма затрат по ремонту объекта снижается на третью часть, плюс сам коммерсант должен что-то заработать. Значит, страдает качество выполненных впоследствии работ. Мы обязали прокуроров, сотрудников внутренних дел отслеживать все конкурсы на предмет законности их проведения, т. е. проводить полный цикл контроля. Но этот контроль изначально должен быть и со стороны распорядителей финансовых средств. Значит, вопрос следует задать органам государственного и муниципального контроля. Спросить, каким образом организован муниципальный контроль за качеством работы по обновлению фасадов или строительству дорог, сколько сэкономлено на конкурсных процедурах и на что пошла экономия, какие претензии высказаны по поводу некачественной работы, какие штрафы заплатили подрядчики? Какого чиновника из конкурсной комиссии поймали за руку и наказали за то, что он кому-то подыгрывает, и сколько заявлений направлено в Арбитражный суд по конкурсным процедурам? Почему одни и те же организации, которые некачественно делают дороги, каждый год побеждают в последующих конкурсах? Какие неустойки за некачественный ремонт дороги заплатил подрядчик?
Зачем такие подрядчики нужны муниципалитету – тема отдельного разговора. Когда система в полной мере заработает, то все встанет на свои места. Прокуратура Сахалинской области – это всего лишь 200 оперативных сотрудников на всю область, и  тех нарушений, о которых мы говорим, требуют колоссального привлечения сил, средств и специалистов.

- И мы вновь возвращаемся к качеству работы правоохранительного блока. Так в чем тормоз?
- Обратимся к милицейской статистике, ведь экономическими и интеллектуальными преступлениями занимаются в основном сотрудники милиции. На сегодняшний день гражданское законодательство очень разветвленное (вексельные обращения, банковская сфера, безналичные расчеты и прочее), что требует знаний финансового законодательства, умелого использования финансовых, товароведческих, бухгалтерских, строительных и других экспертиз, которые позволили бы раскрыть длинные цепочки схем преступного увода денежных средств из бюджета. Свои схемы увода денег есть и в системе ЖКХ, когда группа «товарищей» обслуживает значительное количество многоэтажных домов, где за счет коммунальных платежей концентрируются ресурсы. Есть факты оспаривания в судах протоколов собраний собственников жилья многоквартирных домов, где подделаны подписи жильцов. Мы обжаловали и часть решений по установлению коммунальных платежей со стороны управляющих организаций — в интересах граждан, и этой работой тоже занимаются сотрудники внутренних дел. Многие из них просто не готовы к выполнению поставленных задач, и это подразумевает наличие ошибок.

- Для сахалинцев всегда было загадкой, как доходы сотрудника милиции позволяют ему жить на широкую ногу. Разве не странно, что майор милиции ездит на машине ценой 700 тыс. рублей? И говорить об этом в нашем обществе не принято…

- Я считаю, что чем больше публичности, тем больше порядка. Почему бы не спросить руководству УВД у своих сотрудников за счет чего они снимают квартиры за 50 тыс. рублей в месяц при зарплате в 50 тыс., при этом умудряются содержать семью и ездить отдыхать. Это внутриструктурная проблема, проблема подразделения собственной безопасности УВД. Прокурорские работники уже длительное время сдают декларации о доходах, и для нас ничего сверхъестественного в новациях, предписанных последними указами президента ряду госслужащих, нет. Как сдавали декларацию, так и сдаем, не стесняясь рассказать, за какие средства приобрел машину. В отношении сотрудников милиции это тема новая, по итогам компании по сдаче декларации мы будем со своей стороны проверять исполнение требований федерального законодательства.
Власть расслабляет. А бесконтрольная власть — кружит голову.

- В назначении «своих людей» на высокие посты тоже есть коррупционная составляющая. С переходом экс-мэра Охи Хорошавина в губернаторское кресло потянулась с новой кузницы кадров и армия безвестных для большинства руководителей: на медицину, комитет по управлению госимуществом, даже – культуру. На место начальника областного департамента здравоохранения, например, пришла Л. Верина, а не кто-либо из известных островных специалистов. Местные кадры, значит, не в чести?

- Проверка органов исполнительной власти проводится отделом по надзору за исполнением законодательства и коррупции Сахалинской области. В том числе проводилась и проверка законности назначения на должность начальника департамента здравоохранения Л. Вериной. Установлено, что на должность в период с ноября 2008 года по настоящее время она не назначалась, но распоряжением губернатора на нее возложены обязанности исполняющей обязанности начальника департамента на период отсутствия Васильченкова. Как вам известно, А. В. Васильченков находится под следствием под стражей, но его вина пока не доказана. Значит, губернатор имел право избрать такой метод работы с кадрами на период временного отсутствия начальника департамента. Остальное не в компетенции прокурора. Есть и выявленные нарушения положения закона «О государственной гражданской службе» в том же департаменте здравоохранения, в КУГИ Сахалинской области: заключение срочных служебных контрактов принимаемых на службу, нарушение порядка получения и обработки персональных данных, не проведение проверок достоверности данных гражданина, сведения о доходах. Виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

- Почему так долго длится процесс по делу бывшего депутата горсобрания Южно-Сахалинска С. Колмакова?
- Прокуратурой дело было направлено в суд 31 декабря 2008 г. С августа 2009 г. по настоящий момент стороны предоставляют свои доказательства. Дело рассматривается в суде судом присяжных, а процедура эта сложная, есть проблемы формирования коллегии присяжных (низкая явка кандидатов в присяжные), сторона защиты должна реализовать законные права на сбор доказательств в том объеме, в каком она считает нужным, т. е. причины объективного характера мешают рассмотреть дело по существу. Волокиты и необоснованного затягивания срока этого уголовного дела со стороны государственного обвинения не допускается. Стороны уже представили доказательства, и я надеюсь, что в ближайшее время будет вынесен вердикт.


- Банкротство банка «Сахалин-Вест» все еще на слуху: люди ждут возвращения кровных. Остаются и вопросы, которые нередко задают и читатели нашей газеты: ответит ли бывший глава банка Мохов за увод активов «Сахалин-Веста» в свои частные структуры (о чем в свое время писал «Советский Сахалин»)? Имеют ли под собой основания и другие предположения и слухи, что часть денег, отпущенных государством на восстановление Невельска после землетрясения и хранившиеся в этом банке, частично (несколько миллиардов) – чемоданами вывозились в Москву «на откаты», т. е. были похищены?

- Первое уголовное дело в отношении ОАО «Сахалин-Вест» возбуждено 14 ноября 2008 г. по статье о хищениях в крупном размере с квалификацией по ст. 159 УК РФ, затем последовало еще несколько уголовных дел. Все они пойдут в суд. Вопрос волокиты – это очередной вопрос некачественного расследования уголовных дел следственными подразделениями органов внутренних дел, и реакция прокурора на это есть. Я настаивал ежемесячно заслуживать отчеты о ходе расследования этих дел, обещающих быть очень громкими. Уверен, что в ближайшие несколько месяцев дело будет доведено до суда, мы подведем черту и ответим на заданные вами вопросы.

- Сколько всего дел по фактам коррупции доведены до логического конца?
- За 9 месяцев текущего года в суды области направлены 47 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 51 лица. 46 из них судами рассмотрены, 26 лиц осуждены за получение и дачу взятки, в том числе 4 сотрудника милиции и 2 сотрудника УФСИН. В отношении 25 человек судом применена условная мера наказания, к реальному лишению свободы осуждены 11, наказание в виде штрафа назначено 5 лицам, к одному применено наказание в виде обязательных работ.

- Последние два года мы живем в режиме закрытости СМИ. Администрация негласно ввела цензуру на объективное освещение событий нашей жизни. Это правильно, на ваш взгляд?
- Я позитивно отношусь к тому, что есть разные точки зрения на ту или иную тему. Речь идет о конструктивной критике, о возможности выразить свою точку зрения на ту или иную проблему. Официальных обращений представителей СМИ о нарушении прав, введении цензуры — в прокуратуру области не поступало. Нарушений закона не выявлено
Вопросы должны обсуждаться публично, в том числе в СМИ. К сожалению, обсуждать проблемы города, недостатки работы власти, правоохранительных органов у нас принято дома на кухне. Когда к уголовной ответственности привлекались лица с нашумевшими фамилиями, обложившими предпринимателей города данью, никто из пары сотен опрошенных не сказал ни слова правды для выявления цепи преступной деятельности. А потом, эти же люди, высказывают недовольство работой правоохранительных органов, говоря, что те не готовы работать честно и оперативно…
Наблюдаем со стороны и молчим вместо того, чтобы проявить гражданскую позицию и заявить о фактах нарушения закона. Начать строить демократичное общество нужно с себя.
Беседовала Елена ГЕРЦЕН

Цифры
В 2006 г. органами УВД Сахалинской области было зарегистрировано всего 36 преступлений коррупционной направленности. В 2007 – 90, в 2008 г. – 143, за 9 месяцев 2009 г. – 125 преступлений.




Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским
и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании
материалов ссылка на www.sakhalinprokur.ru обязательна.